СОДЕРЖАНИЕ 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.......................................................................................................... 3 1.1. Пояснительная записка .............................................................................................................. 3 1.2. Планируемые результаты освоения Программы . Ошибка! Закладка не определена. 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ....................................................................................... 6 2.1. Общие положения содержания ............................................................................................... 6 2.2. Возрастные особенности развития детей 5-7 лет…………………………..……..8 2.3. Формы совместной деятельности взрослых и детей .................................................... 10 2.4. План выставок в мини – музее «Уральская горница»……………………..……11 2.5. План выставок и занятий по музейной педагогике ……………………..………12 2.6. Учебно-тематический план образовательной деятельности...................................... 13 2.7. Условия реализации ................................................................................................................ 155 2.8. Педагогический мониторинг ..................................... Ошибка! Закладка не определена.6 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ................................................................................. 16 3.1. Объекты предметной среды ................................................................................................. 177 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.......................................... Ошибка! Закладка не определена.8 2 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов — авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» (Д. С. Лихачев). В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. Одним из самых актуальных направлений развития дошкольников является нравственно-патриотическое воспитание. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа краеведческой направленности «Юный краевед» составлена с теоретической основой программы Князевой О.Л., Махневой М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», 2016 г. и разработана в соответствии с основополагающими документами: 1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 3. СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"; 4. Методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (2015 г.) (на основании письма № 09-3442от 18.11.15 Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ); 5. Приказ от 26.06.2019 № 70-Д "Об утверждении методических рекомендаций "Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области". Современная жизнь стремительно ускоряется, в разные исторические эпохи, человек по-разному осмысливает бытие и мир, в котором он живет. Дошкольное детство – важный период в жизни ребенка, в эти годы ребенок не только приобретает определенные знания и умения, он созревает как личность. 3 Кружковая деятельность входить во вторую часть основной общеобразовательной программы, как часть формируемая участниками образовательного процесса и составляет не более 40 %. Кружковая работа ведется с целью изучения родного края. Цель: Воспитание творчески активного, гармонично развитого, культурного человека, знающего и любящего историю и культуру родного края, родной семьи, формирование бережного отношения подрастающего поколения к историкокультурному наследию. Задачи: расширять представления о «малой» и «большой» Родине, ее природе, о выдающихся личностях города (села), страны (писатели, композиторы, космонавты и др.), достопримечательностях региона и страны, в которых живут; развивать интерес к общественным явлениям в стране (праздники, выборы, благотворительные акции и др.); формировать представление о России как о многонациональном государстве, воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям. приобщать детей к истокам народной культуры; формировать интерес к своей родословной, изображая вместе с ребенком генеалогическое древо (начать с дедушек и бабушек), рассматривая семейные альбомы с фотографиями, рассказывая о родственниках, об их судьбах, интересных случаях из их жизни ; развивать чувство гордости за семью, обращая внимание на достижения, почетные грамоты и различные награды родителей и родственников. Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам: - рисование - дети зарисовывают изученные предметы быта, старинную одежду, игрушки, орнаменты. - речевое развитие - речь четкая, ясная дикция, введется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием устного народного творчества. - ознакомление с окружающим - дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями; - театральная деятельность - дети учатся передавать образ какого-либо героя или характер, настроение. 1.2. Планируемые результаты освоения Программы 1. Ребенок знает: – Основные литературные понятия по фольклору; – Краткое содержание прочитанных литературных произведений; – Быт и традиции русского народа; – Песни, частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, заклички. 2. Ребенок умеет: 4 – Рассказывать русские народные сказки, потешки и обыгрывать их; – Использовать в игре предметы быта русского народа; – Создавать творческие работы по фольклорным произведениям. Метапредметные результаты: - применяют полученные знания на практике; - развивают умения думать, исследовать, общаться, взаимодействовать; - владеют навыками изучения и описания, самостоятельной творческой деятельности; - развивают познавательную активность; - применяют игры разных народов края для организации собственного досуга; - развивают нравственно-патриотические качества. Личностные результаты: - сформированы дисциплинированность и инициативность, самостоятельность, доброта и любовь к Родине. Предметные результаты: - приобретают знания об истории родного города и края, культуре, быте, традициях, природных богатствах; - имеют устойчивый интерес к краеведению. 5 2. Содержательный раздел 2.1. Общие положения содержания В Программе отражена работа по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста, с учетом регионального компонента (краеведение) «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» - формирование у детей дошкольного возраста базиса культуры на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры. Содержание образовательной деятельности данной области подробно изложено в программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуре», Князевой О.Л., издательство: Детство-Пресс, 2016 г. При проектировании содержания Программы учитываются специфические географические, климатические, экологические особенности города Режа. Город Реж находится в зоне умеренно-континентального климата, для которого характерны высокая изменчивость погодных условий и хорошо выраженные сезоны года. Благодаря меридианальному расположению хребта Уральских гор, город оказывается открытым для вторжения сильно выхоложенного воздуха и в то же время, сюда может беспрепятственно проникать теплый воздух. Поэтому характерны погодные аномалии: зимой от сильных морозов до оттепелей, а летом – от сильной жары до заморозков. Такие погодно-климатические условия накладывают свой отпечаток на организацию пребывания детей на свежем воздухе в холодный период года, когда проведение второй прогулки после дневного сна не всегда представляется возможным, особенно в группах младшего возраста. В теплый период времени, наоборот, дети находятся на свежем воздухе продолжительное время, образовательная деятельность осуществляется на участке во время прогулки, что способствует укреплению и оздоровлению всех воспитанников дошкольного учреждения. В целом условия Режа представляют собой особый комплекс факторов в отношении их воздействия на детский организм. Эти факторы учитываются при: - организации совместной деятельности в режимных моментах (организация прогулок в помещениях ДОУ в дни отмены прогулок, сокращение времени прогулок на свежем воздухе); - составлении годового календарно-тематического плана воспитательнообразовательного процесса в ДОУ – учёт природных особенностей, организации жизнедеятельности народов Урала. Основными ориентирами в организации работы ДОУ по ознакомлению детей дошкольного возраста с социальной действительностью следует определить краеведение и родиноведение, а также событийность и сотворчество во взаимодействии 6 ребенка и взрослого в процессе проживания социально значимой ситуации. Базовым направлением образовательной работы выступает приобщение детей к истокам русской народной культуры. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребёнком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно – патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития. В соответствии с поставленной целью и задачами) разработано содержание образовательной деятельности и перспективный план работы по каждому возрасту. Содержание перспективного плана представляет собой материал для приобщения детей к истокам родного края, к культуре, истории с учетом потребностей, интересов и возрастных возможностей детей дошкольного возраста. Содержание включает в себя три основных блока: Блок 1 - Я и моя семья; Блок 1.1. – Что я знаю о себе; Блок 2 – Мой детский сад, моя улица; Блок 2.1. – Мой любимый город Реж; Блок 3 – История города, края, страны; Блок 3.1. - Природа родного края; Блок 3.2. – Урал – мой край родной. Следует отметить, что все блоки реализуются в течение месяца в соответствии с перспективным планом. Май месяц выделен: для закрепления пройденного материала и диагностики. Структура и последовательность блоков определяется значимостью и личностным смыслом изучаемого материала. На основе базовых связей ребенка и семьи, ребенка и сверстников, ребенка и взрослых, ребенка и общества конструиру7 ется последовательность и содержание в изучение материала: от семьи к микросоциуму, затем к району, городу. Технология организации педагогического процесса осуществляется в процессе введения дополнительного краеведческого материала в содержание разных видов детской деятельности: непосредственно образовательной деятельности по всем направлениям (физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое), самостоятельной деятельности детей, в содержание прогулок, в организацию занятий кружков дополнительного образования, в создание развивающей среды и т.д. Особенности организации работы по краеведению в нашем дошкольном учреждении заключаются в использовании осуществлении интегрированного подхода, в том числе и в процессе ознакомления детей с родным краем. Реализация программы ведется в сотрудничестве с МБУ «Режевским историческим музеем», в соответствие с планом работы на текущий год. 2.2. Возрастные особенности развития детей 5-7 лет Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. Развитие детей 5—7 лет происходит успешно при условии удовлетворения в образовательном процессе ведущих социальных потребностей дошкольников: — потребность в положительных эмоциональных контактах с окружающими (воспитателем, детьми), в любви и доброжелательности; — потребность в активном познании и информационном обмене; — потребность в самостоятельности и разнообразной деятельности по интересам; — потребность в активном общении и сотрудничестве со взрослыми и сверстниками; — потребность в самоутверждении, самореализации и признании своих достижений со стороны взрослых и сверстников. Взрослым необходимо учитывать и поддерживать проявления индивидуальности в ребенке. В старшем дошкольном возрасте значительно расширяется игровой опыт детей. Детям становится доступна вся игровая палитра: сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные игры, игры с готовым содержанием и правилами, игровое экспериментирование, конструктивно-строительные и настольно-печатные игры, подвижные и музыкальные игры. Под влиянием широкого ознакомления с социальной действительностью и средств массовой информации в игровом репертуаре старших дошкольников появляются новые темы: «Музей», «Супермаркет», «Туристическое агентство», «Рекламное агентство», «Кафе», «Теремок», «Космическое 8 путешествие», «Телешоу «Минута славы», «Конкурс красоты» и др. Будущая школьная позиция получает отражение в играх на школьную тему. Эффективным средством развития познавательных интересов становится и создание мини-музея в группе. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора. Например, в мини-музее «Русская изба» экспонатами являются предметы крестьянского быта XIX—XX вв.: домашняя утварь, глиняная посуда, прялки, угольные утюги, самотканые скатерти и полотенца, корзины, кузовки и многое другое. В таком музее дети не просто пассивные созерцатели, а создатели экспозиции. Ведь музей — это результат общения и совместной работы воспитателя, детей и их родителей. Развитию познавательных интересов способствует использование метода проектов. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Например, проект «Происхождение бумаги» расширяет представления детей о видах, свойствах, способах производства бумаги, дает возможность изготовить бумагу самим, поэкспериментировать с разными сортами бумаги, выбрать более подходящий вид для рисования, создания конструкции, упаковки. Воспитатель расширяет возможности познания родного города, края, страны. Хорошо внести в группу герб города, в котором живут дети, герб и флаг России. Можно повесить карту, отметить место нахождения детского сада и те места, в которых дети побывали вместе с родителями, а рядом прикрепить фотографии и детские рисунки. Вместе с детьми можно сделать макеты, отражающие содержание, с которым знакомятся дошкольники: север страны, природа Центральной части России и т. п. Во вторую половину дня проводятся досуги, кружки, организуются условия для разнообразных самостоятельных игр, продуктивной деятельности по выбору детей и доверительного личностного общения воспитателя с детьми. Воспитатель также планирует время для знакомства детей с художественной литературой, обсуждения прочитанного, разговора о любимых книгах. Он направляет и развивает читательские интересы детей, развивает активную монологическую и связную речь детей. 9 2.3. Формы совместной деятельности взрослых и детей Речевое развитие Познавательное развитие Социальнокоммуникативное развитие ОО Содержание образовательной деятельности 1. Формирование представления о народной культуре; 2. Развитие навыков игровой деятельности; 3. Формирование гендерой, семейной, гражданской принадлежности; 4. Патриотических чувств причастности детей к наследию прошлого. 5. Развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками. 6. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах деятельности. 1. Расширить представление о жанрах устного народного творчества. 2. Воспитывать нравственнопатриотические чувства. 3. Формирование целостной картины мира. 4. Приобщение детей к народной культуре (народные праздники и традиции). 5. Содействие атмосферы национального быта. 6. Понимать историческую преемственность с современными аналогами (лучина керосиновая лампа - электрическая лампа и т.д.). 7. Знакомить детей с зависимостью использования предметов от образа жизни людей, от места их проживания 1. Широкое использование фольклора: песен, загадок, пословиц, поговорок; развитие устной речи. 2.Способствовать развитию любознательности. 3. Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о русском народном быте, традициях, праздниках, искусстве. 4. Развивать умение рассказывать русские народные сказки. Формы работы 1. Индивидуальная игра 2. Совм. с воспитателем игра 3. Совместная со сверстниками игра 4. Чтение 5. Беседа 6. Наблюдение 7. Педагогическая ситуация 8. Экскурсия 9. Ситуация морального выбора 10. Проектная деятельность 11. Интегративная деятельность 12. Праздник 13. Рассматривание 14. Просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов 15. Экспериментирование 16. Поручение и задание 17. Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера 1. Создание коллекций 2. Проектная деятельность 3. Исследовательская деятельность 4. Экспериментирование 5. Развивающая игра 6. Наблюдение 7. Проблемная ситуация 8. Рассказ 9. Беседа 10. Интегративная деятельность 11. Экскурсия 12. Коллекционирование 13. Моделирование 14. Игры с правилами 1. Чтение 2. Беседа 3. Рассматривание 4. Решение проблемных ситуаций 5. Игра 6. Проектная деятельность 7. Создание коллекций 8. Интегративная деятельность 9. Обсуждение 10. Рассказ 11. Инсценирование 12. Ситуативный разговор сдетьми 13. Сочинение загадок 14. Проблемная ситуация 15. Использование различных видов театра 10 Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие 1. Ознакомление детей с народной декоративной росписью. 2.Приобщать детей ко всем видам национального искусства: сказки.музыка, пляски 3. Знать и различать народное искусство, промыслы. 4. Понимать познавательное значение фольклорного произведения, а также самобытности народных промыслов (мотив, композиция, цветовое решение), связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой. 5. Воспитывать интерес к народному искусству, его необходимости и ценности, уважение к труду и таланту мастеров. 1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. 2. Развитие физических качеств и нравственных чувств в русских народных подвижных играх. 3. Развитие двигательной активности, самостоятельности и творчества; интереса и любви к русским народным играм. 1. Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры, сувениров, предметов для познавательно-исследовательской деятельности 2. Создание макетов, коллекций и их оформление 3. Рассматривание 1. Игра 2. Беседа 3. Рассказ 4. Рассматривание 5. Интегративная деятельность 6. Физкультурные досуги 7. Спортивные состязания 8. Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера 9. Проектная деятельность 10. Проблемная ситуация 2.3. План выставок в мини – музее «Уральская горница» Время проведения Сентябрь Октябрь Ноябрь Название Музей кукол Русская изба от печки до крыши История вещей Декабрь Январь Февраль Март Вышивка Русский костюм Апрель Русский быт Май Экспонаты мониторинг Коллекция кукол (от куклы оберега до куклы Барби) Макет русской избы, утварь, элементы деревянного зодчества, видеофильм о Карелии Каникулы Куклы в национальных костюмах разных губерний Рукоделие: вышивки, полотенца, салфетки Макеты шляп, иллюстрации, картины, куклы в национальных костюмах разных губерний, набор предметов рукоделия, картинки с изображениями предметов от каменной иглы до швейной машинки Мониторинг 11 2.4. План выставок и занятий по музейной педагогике 12 2.5. Учебно-тематический план образовательной деятельности № ОД Тема занятия Содержание «Что летом родится, — зи- Беседа о лете. Народные приметы, пословицы, поговорки, песен1 мой пригодится» ки о лете. Загадывание загадок о летних явлениях природы «Гуляй, да присматривай2 ся» 3 4 5 6 7 Рассказ о первом осеннем месяце, его приметах. Дидактическая игра «С какого дерева детки?» (плоды, листья). Разучивание песенки-попевки «Восенушка-осень» «Вершки да корешки» Знакомство со сказкой «Мужик и медведь». Дидактическая игра «Вершки да корешки». Загадывание детьми загадок «Хлеб — всему голова» Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?» Знакомство со старинными орудиями труда — цепом и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе «Октябрь пахнет капустой» Беседа о характерных для октября явлениях природы, народных обычаях и праздниках (Покров, Сергиев день). Знакомство с предметами обихода — деревянным корытцем, тяпкой. Повторение попевки «Восенушка-осень» «Зайчишка-трусишка» Знакомство со сказкой «Заяц-хваста». Разучивание потешки «Зайчишка-трусишка» «У страха глаза велики» Беседа о страхе. Знакомство со сказкой «У страха глаза велики» «Друг за дружку держаться Знакомство со сказкой «Крылатый, мохнатый да масленый». Бе8 — ничего не бояться» седа о взаимовыручке и поддержке 9 10 «Знаешь ли ты сказки?» Литературная викторина по сказкам «Заяц-хваста», «У страха глаза велики», «Крылатый, мохнатый да масленый» Гончарные мастеровые Дидактическая игра «Что как называется?» Рассказ о гончарном промысле. Знакомство со сказкой «Лиса и кувшин» Дикие животные 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Знакомство со сказкой «Лисп и рак». Разучивание песенкипотешки о лисе. Беседа о диких животных с использованием загадок о них «Что нам осень принесла?» Беседа об осени с использованием соответствующих народных примет, песенок, загадок, пословиц «Здравствуй, зимушкаБеседа о характерных особенностях декабря с использованием зима!» соответствующих пословиц, поговорок. Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз» «Проказы старухи зимы» Загадывание загадок о зиме. Повторен не заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз». Знакомство со сказкой К. Д. Ушинского «Проказы старухи зимы» «Лиса-обманщица» Викторина по сказкам. Разыгрывание сюжета сказки «Лисичкасестричка и серый волк» «Пришла коляда - отворяй Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучиваворотя» ние колядки «С Новым годом V со всем Рассказ о традициях празднования Нового года. Пение колядок родом!» «Гуляй, да присматривай- Беседа о характерных особенностях января. Знакомство со сказся» кой «Морозко» «Хороший город Городец» Рассказ о городе Городце и городецкой росписи. Пение частушек 13 Городецкая роспись 20 21 22 23 «Гуляй, да присматривайся» Сказка для Кузи Письмо Нафане 24 «Ой ты, Масленица!» «Нет милее дружка, чем 25 родимая матушка» «Мудреному и счастье к 26 лицу» «Гуляй, да присматривай27 ся» «Весна, весна, поди сюда!» 28 29 30 31 32 33 34 35 36 Продолжение рассказа о городецкой росписи. Составление узоров из готовых форм. Повторение пословиц и поговорок о мастерстве Беседа о характерных особенностях февраля. Знакомство со сказкой «Два Мороза» Самостоятельное рассказывание детьми сказок. Словесная игра «Аюшки» Составление детьми письма Нафане — АРУГУ домовенка Кузи. Знакомство с обрядовыми песнями, посвященными Масленице Рассказ о Масленице. Пение обрядовых песен беседа о маме. Изготовление поделки в подарок маме Знакомство со сказкой «Семилетка». Загадывание загадок Беседа о характерных признаках начала весны. Разучивание заклички о весне «Жаворонки, прилетите» Пение закличек о весне. Словесное упражнение «Какие краски и для чего нужны весне» «Шутку шутить — людей Знакомство с потешным фольклором. Составление детьми понасмешить» тешного рассказа. Загадывание загадок о весенних явлениях «Небылица в лицах, небы- Знакомство с русскими народными небылицами. Самостоятельвальщина» ное придумывание детьми небылиц Красная горка Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. Словесные игры. Пение частушек «Апрель ленивого не люРассказ о весенних полевых работах. Самостоятельный посев бит, проворного голубит» детьми семян «Весна красна цветами» Повторение закличек, песенок, пословиц о весне. Отгадывание загадки. Знакомство со сказкой Н. Павловой «Под кустом» «Победа в воздухе не вьет- Рассказ о воинах — защитниках Отечества. Знакомство со сказся, а руками достается» кой «Каша из топора» «А за ним такая гладь — ни Знакомство детей с различными способами глажения белья. Загаморщинки не видать» дывание загадок о предметах обихода Прощание с «избой» Словесные народные игры. Рассказывание докучных сказок. Пение частушек 14 2.7. Условия реализации Программа рассчитана на обучение детей от 5 до 7 лет. Содержание Программы ориентировано на детей всех групп здоровья. Продолжительность занятий 25 30 минут (для старшей и подготовительной групп) 1 раз в неделю (с сентября по май месяц включительно), чаще – в игровой форме. Дети занимаются группой до 25 человек, во вторую половину дня. Занятия проводятся в мини-музее «Уральская горница», экскурсионные занятия в музее (1 раз в месяц). Всего занятий 45. Образовательный цикл 2 года, направленность программы – туристскокраеведческая. Для реализации данной программы имеются наборы шахмат и наборы шашек в достаточном количестве. Данную работу осуществляют воспитатели старших групп: ФИО__________________________________________________________________; Образование: __________________________________________________________; Квалификационная категория _____________________________________________. Расписание работы кружка Группа критерии Старшая группа Подготовительные группы 25 минут 30 минут «Юный краевед» Пятница Программно-методическое «Приобщение детей к истокам русской народной культуре», Княобеспечение зевой О.Л., издательство: Детство-Пресс, 2016 г. Выход в городской исторический музей Руководитель 1 раз в месяц по плану взаимодействия ДОУ и музея Токарева М.Г. Кривошеина Л.Л. (речевая группа); Коркина К.О. Воспитатели первой квалификационной категории 15 2.8. Педагогический мониторинг Педагогический анализ знаний и умений детей - диагностика проводится: - сентябрь 1-2 неделя вводная; - май 1-2 неделя итоговая Возраст Цели, задачи, виды работ Методики Сбор информации для выяс- Анкета для родителей нения степени осведомленности по теме работы 6-7 лет Исследование развития детского изобразит. творчества, способности использовать свой имеющийся опыт. Определение уровня интеллект. развития детей средствами народного декоративно-прикладн. искусства. Выявить способность ребенка вычленить новое, незнакомое слово из контекста, определить уровень познавательной активности. Исследование творческого воображения; интеллектуально- эстетического развития. «Народное искусство в воспитании детей». Под ред. Т.С. Комаровой Диагностика речевого развития ребенка, осознанность восприятия и использования импрессивной речи. «Психокоррекционная и развивающая работа с детьми». Под ред. И,В, Дубровиной Реализация результатов диагностики Обработка результатов позволит определить уровень заинтересованности родителей в совместной работе с ДОУ Результаты укажут на слабые и сильные стороны развития творческих способностей детей. Обсуждение с педагогами результатов с целью дальнейшего планирования работы. Обсуждение с педагогами, и ст. воспитателем результатов с целью дальнейшего планирования работы. Анкета для родителей воспитанников МАДОУ № 9 «Улыбка» 1. Какие городские музеи вы знаете?________________________________________ _______________________________________________________________________ 2. В каком из музеев Вы нашли время побывать с ребенком? _______________________________________________________________________ 3. Как Вы могли бы объяснить ребенку, для чего существуют музеи? _______________________________________________________________________ 4. Можете ли Вы рассказать историю вашей улицы? _______________________________________________________________________ 5.Если в вашем доме вещи, представляющие интерес с точки зрения истории, памяти? 6.Какие формы взаимодействия семьи и детского сада Вы считаете наиболее эффективными?____________________________________________________________ _______________________________________________________________________ 7. Приведет ли сотрудничество семьи и дошкольного учреждения к развитию интереса к историческому прошлому своей Родины и формированию ценностей ориентиров к экспонатам музея у детей?_________________________________________ 8. Если вашем доме какая-нибудь коллекция?________________________________ 16 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Объекты предметной среды Помещение, в котором проводятся занятия, соответствует требованиям, предъявляемым к развивающей предметной среде, оборудовано с учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Для реализации Программы в ДОУ № 9 функционирует мини-музей «Уральская горница», где создана атмосфера русской избы и собраны предметы обихода (печь, колодец, прялки, утюги, лавки, чугунки, самовары и т.д.). Собран нагляднодемонстрационный материал, разработаны опорные конспекты образовательной деятельности. Так же применяются технические средства наглядности: - проектор и экран; - телевизор; - музыкальный центр. 17 Список литературы 1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: Деиство-Пресс, 2016. – 304с. : ил. 2. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий м сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт. -сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова и др. – 3-е изд., перераб. и дополн. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 400с., ил. 3. Воспитание в дошкольном учреждении: практический журнал – 2012. - № 4. Дошкольник: теоритический и научно-методический журнал – 2012. - № 6. 5. Дошкольное воспитание: научно-методический журнал - 2010. - № 4. 6. Чебан А. Я., Бурлакова Л. Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. – М. : ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека Воспитателя) 7. Медведева М.М. Русские народные игры-хороводы. 8. Медведева М.Р. Водят дети хоровод. Музыкальные игры и песни для детей дошкольного возраста. 9. Науменко Г.М. Русские народные сказки, скороговорки и загадки с напевами. 18