15.02.2019
Консультация для родителей «Шахматы как средство развития
познавательного интереса у старших дошкольников»
Шахматы в дошкольном детстве положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и способствуютразвитию таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память,мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Примерно к 5–7 годам ребенок овладевает знаковой системой родного языка и начинает осваивать следующий чрезвычайно важный процесс умственных действий, результат которых проявляется сразу в мыслях, вне движения или слова.На роль шахмат не только в развитии, но и в воспитании человека в России обращали внимание ещё в начале прошлого века. Шахматы - игра, где все зависит от умения и внимания к положению не только своих фигур, но и фигур противника. Шахматы имеют громадное воспитательное значение. Шахматы научат детей строго обдумывать каждый ход, научат анализировать своё положение,научат соображать.
Можно считать, что для российской действительности ситуация мало изменилась и сейчас, спустя почти век шахматы - достаточно простая игра с четко определенными правилами, в том числе и правилами корректного поведения во время игры. Нарушать их нельзя,поскольку любое подобное нарушение (в отличие, например, от игровых видов спорта) приводит к немедленному прекращению игры. Таким образом,у детей с самого раннего возраста формируется уважительное отношение к правилам, нормам поведения, а ведь в основе морали, нравственности как рази лежит осознанное добровольное соблюдение общепризнанных норм поведения.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, особенно тем из них, кто обучается в малокомплектной школе, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Благодаря шахматам у детей резко расширяется круг общения, появляется много новых возможностей для полноценного самовыражения, самореализации, и это позволяет детям преодолеть замкнутость, неуверенность в себе. Компьютерный век стремительно меняет образ жизни людей, идет переоценка ценностей. Эта древняя игра оказалась сродни новой ментальности, и первыми это почувствовали дети. Во многих странах шахматы вводят сейчас в школьную программу в качестве основного или дополнительного предмета.
Огромное значение при изучении шахмат имеет специально организованная игровая деятельность, использование развивающих заданий, упражнений, создания игровых ситуаций. Итак, с чего начать?
Первый этап – изучение элементарного шахматного материала (беседа,объяснение, чтение и рассказывание сказок, рассказов, рассматривание иллюстраций, картинок с использованием мультимедийного оборудования,рассматривание шахматных фигур, изготовленных из разного материала,разной величины, просмотр фильмов).
Второй этап – обучение игре в шахматы для развития познавательного интереса (широкое использование игр и упражнений; широкое использование игр на фрагментах шахматной доски; применение нестандартных дидактических заданий и игр; инсценировка сказок;детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры; рисование шахматных фигур, раскрашивание, лепка любимой фигуры, конструирование из бумаги (оригами) шахматной доски и фигур, решение кроссвордов,лабиринтов).
Заключительный этап – участие детей в шахматных турнирах, проведение конкурсов, викторин, развлечений. Таким образом, подобный подход способствует снижению нагрузки, т.к. устраняется усредненный подход ко всем детям, а также самое главное - повышается интерес ребенка во время познавательной деятельности.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 15.02.2019
Дата обновления: 21.02.2019
Дата публикации: 15.02.2019